на главную
ГЛАВНАЯ
(499) 579-83-86
(499) 579-83-87

office_fond@mail.ru
О ФОНДЕ
ПАРТНЁРАМ
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
КАРТА САЙТА









Зачем в школе нужны классные руководители?

    25.10.2007,Опрос


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 октября 2007 г. 1500 респондентов.

Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Сегодня в российских школах у каждого класса есть классный руководитель. Подавляющее большинство россиян (81%) убеждены, что классные руководители российской школе нужны, и только 1% – что не нужны. При этом, судя по данным опроса, преобладает мнение, что классные руководители нужны в первую очередь учащимся и в последнюю – школе. Отвечая на соответствующий вопрос, 37% опрошенных выбрали вариант "ученикам", еще 12% – "родителям"; только 4% сочли, что наличие классных руководителей более всего полезно администрации школы, и лишь 1% – что оно полезно самим учителям. Мнение, что институт классных руководителей нужен всем перечисленным, высказали 34% опрошенных.

Две трети респондентов (68%) заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого (21%) представления на этот счет отсутствуют. При этом объем обязанностей классного руководителя сочли нормальным треть респондентов (32%); четверть (24%) считают его чрезмерным, а 6% – недостаточным, и еще 38% затруднились ответить на вопрос.

О том, в чем участники опроса видят задачи и функции классного руководителя, можно судить по ответам на открытые вопросы.

Отвечая на открытый вопрос, чем должен заниматься классный руководитель, чему должен уделять основное внимание, респонденты акцентировали внимание на наставнической, воспитательной функции. Так, 31% опрошенных сказали, что он должен много работать с детьми, заниматься, общаться с ними, воспитывать их, "относиться к детям с душой"; 18% – что он должен следить за успеваемостью, заинтересовывать детей учебой и помогать им учиться ("заинтересовать процессом учебы"; "отстающего тянуть"); 10% – что он должен помогать развитию личности и способностей учеников, помогать им определиться в жизни ("наставлять детей на правильный путь"; "научить детей выживать в этом мире"; "он должен раскрыть в каждом ребенке склонность к определенным предметам, определенной профессии"). Еще 10% говорили о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании, 5% – об организации внеклассной работы и досуга школьников.

А вот когда респонденты, поясняли, отвечая на соответствующий открытый вопрос, зачем классные руководители нужны школе, фокус внимания смещался на иные их функции – контролирующую, лидерскую, посредническую, психологическую. 18% говорили, что такой человек нужен, чтобы контролировать детей, обеспечивать порядок и дисциплину в классе; еще 16% – что нужно организовывать коллектив, руководить классом и поддерживать в нем благоприятную атмосферу ("он сплачивает всех, душа класса"; "помогают лучше адаптироваться в коллективе"); 5% – что детям нужен пример для подражания, старший товарищ. Кроме того, довольно многие считают, что классный руководитель служит связующим звеном между администрацией школы, педагогическим коллективом в целом и учениками ("должен быть такой учитель, который относится к детям лучше, чем другие учителя"; "должны же дети к кому-то обращаться с вопросами, не к директору же идти"; "ученики могут обратиться для решения своих проблем" – 11%), а также своего рода посредником между школой и родителями, причем в некоторых случаях ему даже приходится брать на себя часть родительских функций ("информировать родителей о проблемах их детей"; "родители должны контактировать непосредственно с учителем класса, а не с директором"; "классный руководитель всегда был и есть как второй родитель, без него нельзя"; "многие родители недостаточно уделяют внимания своим детям, их учебе, это делает классный руководитель" – 9%).

Должен ли классный руководитель обладать некоей особой, специальной квалификацией – однозначного мнения среди опрошенных нет. Но в целом точка зрения, что классным руководством должны заниматься специальные педагоги, а не, как это заведено сейчас, учителя-предметники, получила перевес – 44% против 31% соответственно. К слову, большинство респондентов, у которых есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, считают, что классный руководитель там, где учится их ребенок, справляется со своими обязанностями хорошо (26% по выборке); не удовлетворены его работой относительно немногие (3%).

Елена Вовк



Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?

У каждого школьного класса есть классный руководитель. Скажите, пожалуйста, Вы знаете или не знаете, в чем состоят обязанности классных руководителей в школе?

население в целом                            


те, у кого среди близких родственников школьники…

  …есть …нет

По Вашему мнению, у сегодняшнего классного руководителя обязанностей слишком много, слишком мало или столько, сколько нужно?

население в целом                            


те, у кого среди близких родственников школьники…

  …есть …нет

Как Вы думаете, сегодня в российской школе нужны или не нужны классные руководители?

население в целом                            


те, у кого среди близких родственников школьники…

  …есть …нет

Как Вы думаете, кому в наибольшей степени полезно наличие классных руководителей - ученикам, родителям, учителям или администрации школы?

население в целом                            


те, у кого среди близких родственников школьники…

  …есть …нет

Сегодня функции классного руководителя выполняют учителя, которые ведут учебные предметы. Что, по Вашему мнению, было бы лучше: если бы классными руководителями были учителя, ведущие учебные предметы (учителя-предметники), как это происходит сейчас, или если бы классное руководство вели специальные педагоги?

население в целом                            


те, у кого среди близких родственников школьники…

  …есть …нет

По Вашему мнению, классный руководитель Вашего ребенка (внука, родственника) хорошо или плохо справляется со своими обязанностями? (Ответы заявивших, что у них есть дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 42% от всех опрошенных.)


    При использовании материалов сайта www.fom.ru и базы данных ФОМ bd.fom.ru
    © 2003-2007 Фонд "Общественное мнение"

 

Copyright © 2007 «Фонд «Перспектива»
Телефон: +7 (495) 649-91-17
Почта:
office_fond@mail.ru
Создание сайта
Служба Спасения Сайтов

Rambler's Top100 Яндекс цитирования