на главную
ГЛАВНАЯ
(499) 579-83-86
(499) 579-83-87

office_fond@mail.ru
О ФОНДЕ
ПАРТНЁРАМ
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
КАРТА САЙТА









Современный учитель: образ професии


09.10.2008, Опрос населения

Опрос населения в в 44 субъектах РФ в 100 населенных пунктах. Участие приняли 1500 респондентов.


В российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. В 2001 и 2004 гг. это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 года (период, когда активно «набирал обороты» национальный проект «Образование») – 17%; по данным последнего опроса, число «отзывчивых» к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение – что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг.) такую точку зрения разделяли 82–83% респондентов, то летом 2006 года оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.

Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, в начале 2006 года, когда «стартовал» национальный проект «Образование», о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, а «хорошо» его оценивали 10% респондентов. Сегодня доля ответов первого типа сократилась на 10 п.п., а второго – увеличилась на 8 п.п. (соответственно, характеризует ситуацию как плохую каждый четвертый – 26%, как «хорошую» – почти пятая часть респондентов – 18%). Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы «удовлетворительно» (41 и 37% соответственно); затруднились оценить школьную ситуацию 15% (примерно столько же – весной 2006 года).

В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего ее оценивают на «удовлетворительно» (42% сегодня, 45% – три года назад). «Хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад – 33%), «плохие» и «очень плохие» – 12% (в октябре 2005 – 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.

Отвечая на открытый вопрос «Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?», респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей («необразованные учителя»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их в свою очередь плохо учили – и они ничему не могут научить»); об отсутствии у них подлинного призвания и «равнодушном отношении к детям и работе»; о том, что «как и все, учителя продаются и покупаются» и «думают только о деньгах» (в каждом случае – по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.

В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня – 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.

На таком же статистически незначимом уровне находится и динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. – 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. – 24%).

Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» – с точки зрения реализации его педагогической миссии, – то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села – 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня).

По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем – люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей («пожилые ушли. Сейчас новое поколение»; «в школу идут современные прогрессивные люди») и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: «в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»; «они уже сейчас проходят обучение в институтах»; «хорошо образованы учителя сейчас»). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей «жизнь заставляет идти в ногу со временем». Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%).

Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. В их аргументации, так же, как и у их оппонентов, преобладали ссылки на возраст – в данном случае пожилой: «только бабушки в школах работают» (7%). Говорилось и о низком профессиональном и культурном уровне учителей («без образования некоторые учителя»; «если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?»; «книг не читают, не стараются больше узнать» – 3%), на их приверженность старым, «дедовским» методикам обучения («боятся всего нового, работают по старинке»; «они не доходят до прогрессивных технологий»; «это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями» – 2%). В некоторых ответах опять прозвучала тема оплаты учительского труда, которая, по мнению респондентов, не способствует притоку в эту профессию людей современного склада: «современные люди идут в более высокооплачиваемые места» (2%).

Таким образом, россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники (54%). Тех, кто отвергает подобное мнение, значительно (в два с половиной раза) меньше – 20%; каждый четвертый (26%) затруднился ответить на этот вопрос.

Открытый вопрос позволил уточнить, в каких именно вопросах школьники, по мнению респондентов, более компетентны, нежели их учителя. Как и следовало ожидать, это прежде всего сфера новых информационных технологий (компьютер, Интернет, информатика). В той или иной форме об этом сказал каждый третий респондент (32%). О более высоком уровне технической грамотности школьников упомянули 8% респондентов («в высоких технологиях»; «техника современная»; «технически грамотнее» и т. п.).

Реже звучали ответы, в которых респонденты говорили о более высокой «социальной компетентности» детей («в современных условиях жизни»; «в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир»; «в современной жизни людей»), об их сексуальной просвещенности и ряде других вопросов.

Анализ ответов респондентов, имеющих в числе близких родственников детей школьного возраста (таковых в нашей выборке 55%), показал, что их оценки и мнения не сильно отличаются от ответов тех, кто не имеет родственников-школьников. Единственное статистически значимое отличие, которое фиксируется по всем вопросам, – это доля «затруднившихся ответить» (как и следовало ожидать, она выше среди тех, кто не имеет детей, внуков, братьев, сестер и пр. школьного возраста).

Ирина Шмерлина


1. Оценки ситуации в школьном образовании


На Ваш взгляд, как сегодня обстоят дела в сфере школьного образования в целом по стране - хорошо, удовлетворительно или плохо?

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?

На Ваш взгляд, сейчас государство уделяет школе достаточно или недостаточно внимания?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет


2. Статус и роль учителя


Как Вы думаете, большинству сегодняшних учителей их профессия нравится или не нравится?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

Как Вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется или не пользуется уважением?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

Как Вам кажется, учителя в целом живут лучше большинства россиян, хуже или так же, как большинство россиян?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

Некоторые люди считают, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать у школьников взгляды на жизнь. Как Вам кажется, сегодня российские учителя в целом оказывают или не оказывают влияние на взгляды школьников? И если оказывают, то значительное или незначительное?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

Как Вы считаете, а в принципе учителя должны или не должны, помимо преподавания предмета, еще и формировать у детей взгляды на жизнь?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

3. Учитель - совершенный человек?


Как, по Вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями - отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

...есть

...нет

Как Вы считаете, почему учителя сегодня плохо и очень плохо справляются со своими обязанностями? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что учителя сегодня плохо и очень плохо справляются со своими обязанностями, - 12% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Учителя уделяют мало внимания ученикам, проявляют безразличие к ним, у них нет интереса к своей работе3
«Не хотят работать»; «равнодушное отношение к детям и работе»; «нет такой любви к детям, учительской жилки»; «мало внимания детям»; «если не понимает ученик, то уже не оставят после уроков»; «безразличие к ученикам».
Учителей заботят только деньги, подарки, возможность давать платные уроки, они берут взятки3
«Как и все, учителя продаются и покупаются»; «они выкладываются только на платных уроках, а на таких ничего не дают»; «берут взятки»; «привыкли получать деньги за частные уроки, а для школы такого интереса нет»; «детям в школе ставят оценки не за знания, а за то, на какую сумму подарок они подарят»; «они думают только о деньгах»; «они хорошо занимаются дополнительно с детьми, чьи родители дарят подарки»; «за все деньги требуют платить»; «вымогают деньги»; «больше интересуют подарки и подачки от богатых родителей».
У учителей низкий профессиональный уровень, они не дают детям необходимых знаний3
«Дают плохие знания, уже в начальных классах нужно нанимать репетиторов»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их в свою очередь плохо учили и они ничему не могут научить»; «необразованные учителя»; «каждому ребенку нужно нанимать репетиторов»; «не хватает знаний, умений справиться с детьми»; «сами плохо подготовлены»; «плохо объясняют материал, непонятно».
У учителей низкая зарплата, государство оказывает школам недостаточную поддержку1
«Им плохо платят»; «низкая зарплата»; «платят им мало»; «государство не дает подпитку».
Понизился авторитет учителя<1
«Понятие “учитель” отсутствует»; «раньше были настоящие учителя, а сейчас у них нет авторитета»; «падает авторитет учителей».
Другое1
«Нет продуманной системы школьного образования»; «дети загружены, программы обширные»; «социальное разделение»; «у них сейчас много бумажной волокиты, и им некогда заниматься детьми»; «трудно работать»; «потому что власти от учителей ничего не требуют»; «современные ученики такие, многие пьют, курят, с ними невозможно справиться»; «…смертные случаи происходят в школах из-за взаимоотношений учителей с детьми»; «по крайней мере, на примере нашей деревни, учителя старой закалки: они не понимают детей, а дети – их».
Затрудняюсь ответить, нет ответа19

Как Вам кажется, среди российских учителей сегодня больше людей современных, прогрессивных или больше людей несовременных, отсталых?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

…есть

...нет

Почему Вы считаете, что среди российских учителей сегодня больше людей современных, прогрессивных? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что среди российских учителей сегодня больше людей современных, прогрессивных, - 40% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
В школу приходят молодые учителя9
«Больше молодежи»; «в школу идут современные, прогрессивные люди»; «пожилые ушли. Сейчас новое поколение»; «пожилых учителей уже мало»; «пришли новые кадры».
У учителей высокий профессиональный уровень, они повышают свою квалификацию, используют новые методики обучения, серьезно готовятся к урокам9
«Большая подготовка к занятиям»; «в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»; «видно по их эрудиции»; «внедряют новые методы, современные приемы»; «готовятся, читают»; «курсы повышения квалификации»; «они уже сейчас проходят обучение в институтах, воспитаны по-новому»; «они умные, грамотные, много знают»; «хорошо образованы учителя сейчас».
Жизнь обязывает, иначе нельзя учить современных детей9
«21 век, все хотят жить в ногу со временем»; «а как детей иначе учить?»; «в современном мире живут»; «жизнь заставляет идти в ногу со временем»; «им доверены дети, как они будут отсталыми?»; «кругом прогресс, и их касается»; «профессия обязывает быть таким».
Учителя владеют компьютером, пользуются Интернетом3
«Более образованы в электронике»; «Интернетом стали владеть»; «компьютер помогает учителям быть современными»; «компьютер, Интернет учителей развивают»; «многие учителя знают компьютеры и Интернет»; «так как большинство учителей освоили компьютеры, Интернетом пользуются»; «у них дома есть компьютер».
Сужу по своему общению с учителями, по своим детям2
«Видно по учителям»; «вижу по своим детям»; «встречалась с такими людьми»; «из обучения сына»; «по крайне мере, мне такие попадались»; «судя по детям, очень продвинутые»; «судя по их выступлениям на родительских собраниях».
Учителя современно одеваются, придерживаются современного стиля жизни1
«Потому что все стараются быть современными, пытаются следить за модой, выглядеть хорошо»; «современно одеваются»; «стараются быть современнее»; «хорошо, модно одеваются»; «одеваются модно, ездят на машинах, посещают клубы различные, разбираются во многих современных жизненных ситуациях, могут дать совет».
Учительскую профессию выбирают по призванию<1
«Есть же мастера в своей профессии»; «за шкирку в учителя никого не тянут, работают по желанию»; «потому что работают по призванию».
Другое2
«В городах еще можно найти, а вот в селах вряд ли будет прогрессивным»; «только современный, прогрессивный человек может додуматься попросить родителей сброситься и купить диван» «вообще-то 50:50, наверное»; «живут бедно, но хотят, чтоб дети жили хорошо»; «передачи такие показывают по телевизору про учителей»; «потому что современные учителя съели несовременных».
Затрудняюсь ответить, нет ответа8


Почему Вы считаете, что среди российских учителей сегодня больше людей несовременных, отсталых? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что среди российских учителей сегодня больше людей несовременных, отсталых, - 17% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
В школах работают пожилые учителя, мало молодежи7
«А вы поглядите на возраст учителей»; «больше старых учителей»; «в школах работают в основном пенсионеры»; «все же пожилые»; «мало молодежи работает»; «только бабушки в школах работают»; «мало кто идет из молодых в школу»; «мне кажется, что пока в школах мало молодых, а работают старые учителя».
У учителей низкий профессиональный уровень, они не стараются повысить свою квалификацию, незаинтересованно относятся к работе3
«Без образования некоторые учителя»; «если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?»; «книг не читают, не стараются больше узнать»; «много купленных дипломов, нет стремления к работе»; «не повышают квалификацию»; «недостаточная подготовка учителей в вузах»; «они детьми не хотят заниматься, не хотят знать их проблемы».
У учителей устаревшие взгляды, они используют устаревшие методики2
«Больше работают по старинке»; «боятся всего нового, работают по старинке»; «они консерваторы»; «они не доходят до прогрессивных технологий»; «понятия старые, еще те»; «учат детей по старым программам»; «это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями».
Труд учителей плохо оплачивается, люди сегодня предпочитают более высокооплачиваемые профессии2
«Мало платят»; «низкая зарплата»; «современные в школе не работают»; «современные люди идут в более высокооплачиваемые места»; «так как маленькие зарплаты, люди идут в другие области работать».
Сужу по своему общению с учителями, по своим детям<1
«Общаюсь со многими из них»; «по детям видно»; «судим по своей школе»; «сужу по знакомым».
Другое1
«Вообще-то их где-то поровну»; «если бы были современными, не было подонков в школе»; «им не хватает времени»; «не выросло еще современное поколение учителей»; «не дошли до нас новшества»; «немодные»; «они у нас в деревне такие же, как я, например».
Затрудняюсь ответить, нет ответа2

Как Вы считаете, сегодня есть такие вопросы, в которых школьники ориентируются, разбираются лучше, чем их учителя, или таких вопросов нет?

население в целом

дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе…

 

…есть

...нет

В каких именно вопросах школьники сегодня в целом ориентируются лучше, чем их учителя? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня есть такие вопросы, в которых школьники ориентируются, разбираются лучше, чем их учителя, - 54% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Компьютеры, Интернет, информатика32
Компьютеры24
«Что с компьютерами связано»; «компьютерная грамотность»; «компьютерные знания»; «пользование компьютером»; «в компьютерной технике»; «в компьютерных технологиях»; «в компьютерных вопросах».
Интернет8
«Интернет-общение»; «насчет Интернета»; «в области Интернета».
Информатика5
«В информатике»; «информатика, программирование»; «связанное с информатикой».
Электроника в целом, современная техника, автомобили8
«Технические новинки»; «новые технологии»; «в высоких технологиях»; «техника современная»; «технически грамотнее»; «в сфере электроники»; «в электронике»; «марки автомобилей и мотоциклов»; «в машинах…».
Мобильные телефоны2
«В мобильных телефонах»; «в мобильниках»; «в сотовых телефонах».
Современная жизнь2
«Все жизненные вопросы»; «в современных условиях жизни»; «знают улицу лучше, реальную жизнь»; «в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир»; «в современной жизни людей»; «у детей современные взгляды, в общем».
Секс2
«В сексе»; «половое воспитание»; «интимные отношения»; «в сексе хорошо – всему учит телевидение»; «эротика».
Лучше ориентируются во многих, разных вопросах2
«В разных направлениях»; «во всех вопросах»; «во всем»; «много таких вещей»; «во многих».
Музыка1
«Современная музыка»; «современные направления в музыке»; «тяжелый рок»; «музыка “рэп”».
Математика, физика, точные науки1
«В точных науках»; «в физике»; «математика».
История, иностранный язык, география1
«География, история»; «иностранные языки»; «довоенная история».
Экономика, бизнес1
«Коммерция»; «по вопросам бизнеса»; «экономика».
Политика1
«В политике»; «политически дети больше подкованы».
Мода, одежда1
«Одежда, мода»; «по одежде они моднее»; «модные танцы».
Другое2
«Знают, какое им нужно образование»; «правовые вопросы»; «наркомания и остальные нехорошие вещи»; «шпаргалки, юмор»; «в новых достижениях науки»; «во всех подростковых и молодежных вопросах»; «в вопросах преподавания».
Затрудняюсь ответить, нет ответа11

При использовании материалов сайта www.fom.ru и базы данных ФОМ bd.fom.ru
    © 2003-2007 Фонд "Общественное мнение"

 

Copyright © 2007 «Фонд «Перспектива»
Телефон: +7 (495) 649-91-17
Почта:
office_fond@mail.ru
Создание сайта
Служба Спасения Сайтов

Rambler's Top100 Яндекс цитирования