на главную
ГЛАВНАЯ
(499) 579-83-86
(499) 579-83-87

office_fond@mail.ru
О ФОНДЕ
ПАРТНЁРАМ
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
КАРТА САЙТА









Существует ли национальный вопрос в школе?

    22.11.2007, Опрос


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 ноября 2007 г. 1500 респондентов.

Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Судя по данным опроса, в российских школах "национального вопроса" не существует. Большинство родителей (дедушек, бабушек, других близких родственников школьников) отметили неоднородный национальный состав класса, в котором учится их ребенок. Всего об этом заявили 24% от общего числа опрошенных, а еще 15% не знают национального состава класса. Лишь 8% респондентов сказали, что все дети в классе принадлежат к той же национальности, что и их ребенок. Однако мало кто воспринимает неоднородный состав класса негативно: только 1% видят в этом больше плохого, чем хорошего, в то время как 10% подчеркнули положительные стороны того, что вместе с их ребенком учатся дети других национальностей. Впрочем, 11% вообще не замечают никаких особенностей, связанных с национальной неоднородностью класса1.

На открытый вопрос: "Что плохого Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей?" было получено три типа ответов (статистическая представительность каждого – 1%). Респонденты говорили, во-первых, о конфликтах и разногласиях на национальной почве ("бывают разногласия"; "вражда"; "могут быть драки"; "постоянная ругань"; "иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один"). Во-вторых, они отмечали агрессивность некоторых детей ("дети других национальностей стесняют русских детей"; "народы Кавказа более агрессивны, чем славяне"; "дети злые, агрессивные, особенно мусульмане"). В-третьих, упоминали о сложностях преодоления языкового барьера, дидактических и психологических проблемах, возникающих в связи с этим ("тяжело им общаться – из-за нерусских медленнее идет обучение"; "нет знания языка других национальностей у русских"; "с учительницей только проблемы, а так все нормально").

Открытый вопрос с просьбой назвать положительные стороны того, что в классе их ребенка есть дети разных национальностей, вызвал у респондентов бoльший отклик. Так, 5% опрошенных с удовлетворением отмечали, что дети учатся дружить независимо от национальности ("дети общаются и не обращают внимания, кто какой национальности"; "на национальность не смотрят – это дети"); 2% просто говорили, что "это – нормально", "хорошо", "пусть все вместе учатся".

Некоторых респондентов, похоже, неприятно задела сама постановка вопроса, и они отвечали: "все дети равны, и вообще национальность не имеет значения"; "как можно делить на национальности?"; "какая разница, какие у них национальности?" (2%).

Другие приводили конкретные аргументы, обосновывая свое положительное отношение к тому, что ребенок учится в полиэтничном классе. Так, 3% отмечали, что это расширяет его культурный кругозор ("общается, изучает культуру, другой язык"; "возможность межнационального общения, понимание ценностей различных культур"; "будет знать кабардинский язык"). Столь же часто звучала мысль, что совместное обучение "воспитывает интернационализм" и уменьшает вероятность межнациональных конфликтов в будущем ("не будет националистов"; "дружба между народами рождается в малолетстве"). "Ведь страна у нас многонациональная", – подчеркивали некоторые респонденты (1%).

Даже те респонденты, ребенок которых относится к "национальному меньшинству" в своем классе, чрезвычайно редко отмечали наличие у него проблем на национальной почве (менее 1% ответов). Перечень проблем, названных респондентами, исчерпывается четырьмя высказываниями, приведем их полностью: "обзываются"; "возникали раньше: мальчишки били"; "отличие от русских во всем"; "его не любит классный руководитель, кричит на него на уроке; с детьми у него контакты хорошие".

Лишь очень немногие родители школьников говорили, что учителя неодинаково относятся к детям разных национальностей (1%). Конкретных примеров (ответов на открытый вопрос: "Скажите, пожалуйста, как именно проявляется особенное отношение учителей в зависимости от национальности ребенка?") прозвучало очень мало. Кто-то говорил о внимательном, бережном отношении к детям нетитульных национальностей ("большое внимание уделяют тем ученикам, которые плохо знают русский язык"; "к другим национальностям лучше относятся"), другие, наоборот, отмечали более жесткий подход к таким детям ("к таджикам некоторые учителя относятся строже, потому что они больше нарушают дисциплину, хуже слушают учителей").

По словам 19% респондентов, в их классе отношение учителей к детям не зависит от национальности последних; 4% затруднились ответить на вопрос.

Очень немногие (1%) считают, что в классе, где учится их ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще, чем дети одной национальности. Несколько выше доля тех, кто утверждает, что ссоры между детьми разных национальностей происходят, наоборот, реже (2%), а 14% полагают, что детские ссоры с национальностью никак не связаны. Затруднились ответить на этот вопрос 7%.

Стоит заметить, что у детей, которые учатся в многонациональных классах, часто есть друзья, подруги или приятели другой национальности – об этом сказали 16% респондентов; 5% утверждают, что близких отношений с детьми другой национальности у их ребенка нет, 3% затруднились ответить.

Всем респондентам, независимо от наличия в их семье детей школьного возраста, был задан вопрос: "Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?" Около половины наших сограждан (45%) видят в факте многонационального состава страны больше хорошего; чуть больше четверти опрошенных (28%) находят в этом больше плохого; такая же доля респондентов затруднились высказать определенное мнение на этот счет.

Ответы респондентов, имеющих в своих семьях детей-школьников, еще больше смещены в сторону позитивного восприятия полиэтничности страны: каждый второй представитель этой группы (50%) полагает, что многонациональный состав России приносит больше пользы, чем вреда; противоположного мнения придерживаются 23%, затруднились ответить на вопрос 28%.

Отметим, что полученное общее распределение ответов на обсуждаемый вопрос довольно сильно отличается от данных, зафиксированных летом этого года и особенно – в прошлом сентябре, когда в стране активно обсуждались межнациональные волнения в Кондопоге. Тогда лишь 34% респондентов оценили многонациональный состав страны как позитивный факт, а 39% усмотрели в этом больше вреда, чем пользы. Сегодня в аспекте восприятия национальных проблем массовое сознание не только вернулось на уровень толерантности, зафиксированный нами в апреле 2002 года, но и превзошло его.


1 Тем респондентам, которые не знают национального состава класса или отметили его мононациональный характер, этот, а также другие вопросы на эту тему, естественно, не задавались.

Ирина Шмерлина



Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе?

Скажите, пожалуйста, кто Ваш ребенок по национальности? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, в классе, где учится Ваш ребенок, все дети той же национальности, что и Ваш ребенок, большинство, примерно половина, меньшинство или один-два человека? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка возникают какие-либо проблемы из-за того, что большинство детей в классе принадлежат к другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, меньшинство или один-два человека той же национальности, - 4% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка есть школьные друзья, подруги, приятели другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)


Как Вам кажется, чего больше - хорошего или плохого - в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей? Или наличие детей разных национальностей вообще себя никак не проявляет в классе, где учится Ваш ребенок? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, отношение учителей к детям в классе, где учится Ваш ребенок, зависит или не зависит от национальности ребенка? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, в классе, в котором учится Ваш ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще или реже, чем дети одной национальности? Или не чаще и не реже, а примерно с той же регулярностью? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)

Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?


    При использовании материалов сайта www.fom.ru и базы данных ФОМ bd.fom.ru
    © 2003-2007 Фонд "Общественное мнение"

 

Copyright © 2007 «Фонд «Перспектива»
Телефон: +7 (495) 649-91-17
Почта:
office_fond@mail.ru
Создание сайта
Служба Спасения Сайтов

Rambler's Top100 Яндекс цитирования