на главную
ГЛАВНАЯ
(499) 579-83-86
(499) 579-83-87

office_fond@mail.ru
О ФОНДЕ
ПАРТНЁРАМ
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
КАРТА САЙТА









Раздельное обучение в школах: преимущества и недостатки

10.01.2008, Опрос населения
 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.

Статистическая погрешность не превышает 3,6%.




Идея раздельного обучения в средней школе мальчиков и девочек большинству россиян не нравится. Лишь примерно десятая часть наших сограждан (9%) считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек, имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного обучения. Три четверти россиян (76%) убеждены в обратном: они полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе (15% не имеют определенного мнения на этот счет). Наличие/отсутствие у респондента детей или близких родственников школьного возраста на позицию по данному вопросу существенного влияния не оказывает.

Примерно в такой же пропорции разделись и мнения по поводу того, стоит ли в России увеличивать число школ с раздельным обучением: 72% высказались против этого, 11% – за, 17% затруднились с ответом. Чаще всего предложение развивать систему раздельного обучения поддерживают жители мегаполисов (18% среди них).

Большинство респондентов, имеющих детей, внуков или других близких родственников-школьников, хотели бы, чтобы их ребенок учился в классе, где есть и мальчики, и девочки (83% в данной группе, или 39% по выборке в целом), и только 11% (или 5% по выборке) предпочли бы для своего ребенка раздельное обучение.

Сторонников совместного обучения попросили пояснить их позицию (вопрос был задан в открытой форме).

Чаще всего эти респонденты говорили о том, что дети в таких классах приобретают необходимые навыки общения (30%), "…лучше познают друг друга" (9%). В результате дети лучше адаптируются к жизни ("жизнь так устроена – парами" – 5%), усваивают нормы общения с противоположным полом ("взаимопонимание полов развивается" – 12%). По мнению некоторых респондентов, неизбежная в условиях совместного обучения школьная первая любовь – это хорошо, и ее стоит только приветствовать ("стараются быть лучше друг перед другом"; "у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин" – 2%).

Наряду с темой взаимоотношения полов в ответах респондентов часто возникала тема положительного влияния совместного обучения на учебный процесс. Нередко звучала мысль, что в совместной школе дети "быстрее развиваются" и что это "дает стимул к хорошей учебе" (7%). Кто-то полагает, что ведущая роль здесь принадлежит девочкам: "девочки дисциплинируют мальчиков"; "девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними"; "девочки поумней, они подсказывают мальчикам" (1%). По мнению 4% респондентов, вместе учиться "веселее, интереснее"; столько же участников опроса просто не представляют себе, как может быть иначе ("всегда так было"; "и мы учились вместе"; "не знаю, так привычнее" – 4%). Заметим, что подавляющее большинство опрошенных (96%) сами учились в школах совместного обучения.

Сторонники раздельного обучения, мотивируя свою позицию (им также задавался соответствующий открытый вопрос), чаще всего говорили, что при таком обучении дети будут меньше смотреть друг на друга и "больше времени… уделять учебе" (5%). Некоторые (3%) полагают, что в этом случае в школе будет "более строгая дисциплина", "больше порядка…", "меньше конфликтов", "меньше шума". Еще один аргумент в пользу раздельного обучения – возможность профильного обучения, отвечающего возможностям и наклонностям мальчиков и девочек: "для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам – больше уроков шитья, вязания, кулинарии" (4%). Были и те, кто обращал внимание на воспитательные аспекты. Так, по мнению 4% респондентов, мальчиков и девочек следует не только учить, но и воспитывать по-разному; при раздельном обучении, говорили они, "можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских" и т. п. На взгляд некоторых, мальчики и девочки, не находясь в постоянном контакте, "лучше будут относиться друг к другу" (2%), будут расти "в большей целомудренности" (3%).

Ирина Шмерлина



Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?


Как Вы считаете, у какой системы обучения больше достоинств - у совместной или у раздельной?

население в целом

дети, учащиеся в школе…

  … есть …нет

Как Вы думаете, нужно или не нужно сегодня увеличивать число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек?

население в целом

дети, учащиеся в школе…

  … есть …нет

Скажите, пожалуйста, Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок учился в школе с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, Вы учились в школе по совместной, по раздельной или и по совместной, и по раздельной системе обучения мальчиков и девочек?





При использовании материалов сайта www.fom.ru и базы данных ФОМ bd.fom.ru
    © 2003-2007 Фонд "Общественное мнение"
 

Copyright © 2007 «Фонд «Перспектива»
Телефон: +7 (495) 649-91-17
Почта:
office_fond@mail.ru
Создание сайта
Служба Спасения Сайтов

Rambler's Top100 Яндекс цитирования