на главную
ГЛАВНАЯ
(499) 579-83-86
(499) 579-83-87

office_fond@mail.ru
О ФОНДЕ
ПАРТНЁРАМ
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
КАРТА САЙТА









Первый раз в первый класс

Заместитель директора

 Центра психолого-педагогической

 реабилитации и коррекции

«На Таганке», педагог-психолог

Стальмахович О.В.

Вот и наступило долгожданное 1 сентября. Наконец- то ваш малыш настолько вырос, что готов стать учеником. Но как он будет учиться, готов ли он к школе? Волнение родителей понятно: ведь от того насколько успешно адаптируется ребенок в школе, будет зависеть благополучие дальнейшей его школьной жизни.

По результатам наших многолетних исследований можно отметить, что успешно адаптируются к обучению в школе около 50% первоклассников. Обычно проблемы у малышей проявляются не сразу, а к концу 1-2 классов, когда становится очевидным его школьная неуспешность. Поэтому, когда мы говорим о готовности ребенка к школе, мы рассматриваем ее не только как возможность обучения в 1- ом классе, а как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы.

Тогда естественно возникает вопрос: какими же качествами должен обладать первоклассник, чтобы его обучение проходило успешно?

Во-первых, у него должна быть сформирована учебная мотивация: он должен хотеть учиться и иметь интерес к обучению. А интерес к обучению в первую очередь зависит от инициативности и творческой активности ребенка.

Во-вторых, ребенок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний, которые в психологии называют понятийным мышлениемОбратите внимание - это совсем не специальные школьные навыки и умения (чтение, письмо и счет).

В-третьих, у первоклассника должна быть сформирована произвольная регуляция деятельности, т.е. умение подчинять свои действия некоторым правилам, которые предъявляет учитель.

Кроме того, особое значение для успешной адаптации первоклассника имеет состояние его здоровья. Частые простудные и некоторые хронические заболевания, общая ослабленность организма и различные нарушения осанки могут осложнить этот период. Таким детям значительно труднее, чем здоровым сверстникам, на протяжении долгого времени концентрировать внимание, т.к. сказывается ограниченность физиологических ресурсов.

 Личностные особенности ребенка также могут осложнить школьную адаптацию. Высокая тревожность у малыша обычно возникает из-за страха сделать что-то не так, как ожидают от него учитель и родители. Тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают учебные достижения и закрепляют неуспех. Неуверенность приводит к желанию бездумно следовать указаниям взрослых, боязни проявлять инициативу, к формальному усвоению школьных знаний.

Важным мне представляется и зависимость детей от оценки результата своей деятельности, т.е. если я хорошо учусь, то мне нравится учеба. Если же мне что-то не удается, я не хочу ходить в школу, мне там не интересно. Страх оценки приводит к отказу делать уроки вообще или только под руководством родителей, а в крайнем своем варианте – к отказу от посещения школы. Способность ребенка к мобилизации своих внутренних ресурсов, наоборот, позволит ему справиться с возникающими трудностями.

            Что же делать, если появились первые трудности?

  • В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, ориентировать ребенка на успех, не просто поощряя его, а каждый день, отмечая его достижения, даже если они очень незначительные. Никогда нельзя сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме его самого (вчера ты написал три буквы ровно и красиво, а сегодня уже целых пять).
  • Очень важно приучить ребенка к здоровому образу жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, режим дня, полноценный ночной сон).
  • Уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Необходимо учить его рассуждать, четко и коротко строить фразы, выделять суть в любой информации. Всё это делает любую работу осмысленной и настраивает детей к деятельности. Надо уходить от прямого пересказа текста, чаще использовать диалоговый режим общения, когда ребёнок анализирует, объясняет, почему он делает так, а не иначе. Отвечая на вопросы ребёнка, надо самим взрослым давать логические, четкие объяснения. При обучении чтению сначала можно предложить ему разобрать текст «про себя» и, лишь затем читать вслух. Навык чтения (понимание смысла прочитанного текста), формируется ко второму – третьему классу только при чтении «про себя», и в дальнейшем его практически невозможно скорректировать. Без беглого чтения никогда не будет грамотного письма.
  • Не следует перегружать первоклассника занятиями в различных кружках.

К сожалению, большинство родителей обращаются к психологу за помощью, когда настаивает учитель или когда у ребенка полностью пропадает желание учиться, ходить в школу. Редко кто приходит в начале первого класса. Почему-то родители считают, что проблема должна закрепиться, только тогда ее надо решать. Но изменить негативное отношение к школе детям уже в третьем-четвертом классе очень сложно. Для этого потребуется длительная работа.

В вашей семье первоклассник. Я желаю вашему ребенку, не просто хорошо учиться, а стать самостоятельным, преодолеть страх делать свои собственные ошибки и научиться нести ответственность за них!

 

Источник: http://www.couo.ru/

Назад



 

Copyright © 2007 «Фонд «Перспектива»
Телефон: +7 (495) 649-91-17
Почта:
office_fond@mail.ru
Создание сайта
Служба Спасения Сайтов

Rambler's Top100 Яндекс цитирования